Инвестиции в золото в России
Информация, обзоры и новости



                                 Rambler's Top100

Некоторые аспекты государственного управления на рынке драгоценных металлов

28.05.2002

Государственное управление на рынке драгоценных металлов осуществляется через систему государственных органов и нормативно-правовой базы призванных защитить на рынке драгоценных металлов его субъектов, государственные интересы, связанных с деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, а так же осуществлять контроль за соблюдением установленного законодательства.

Драгоценные металлы как на внутреннем рынке страны, так и на мировом рынке, по своему назначению играют двоякую роль: с одной стороны они функционируют на рынке, как обыкновенный товар и предназначены для промышленного использования (техника, электроника, медицина и т.д.), с другой стороны, они выполняют монетарные функции, являясь предметом инвестиций, удобным инструментом банковских и иного рода финансовых операций.

Драгоценные металлы (прежде всего - золото) практически в любом уголке планеты являются универсальной валютой, они часто выступают мерилом стоимости, вот почему законодательство большинства стран относит их к так называемым "валютным ценностям".

Вышеперечисленные факторы определяют повышенный интерес государства к наиболее эффективному использованию драгоценных металлов, как добытых из недр, так и полученных из вторичного сырья.

На данный момент в законодательной сфере рынка драгоценных металлов действуют Федеральный закон № 41-ФЗ от 26 марта 1998 года "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 66 - ФЗ.

Данный документ стал в своем роде фундаментом для всей правовой базы рынка драгоценных металлов, отменяя своей силой предшествующие нормативные правовые акты, как в части отдельных положений, так и полностью.

Правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения урегулированы в Федеральном Законе от 26 марта 1998г. №41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".

Федеральный закон содержит 32 статьи, скомпонованные в 9 глав. Прежде чем продолжить необходимо сказать несколько общих слов о задачах и предметах регулирования данного закона.

В законе устанавливаются область действия государственной монополии; цели, принципы и особенности государственного регулирования деятельности юридических и физических лиц; полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и разграничение данных полномочий; определяются условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации; основные виды и формы государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней и их гражданским оборотом. Следует отметить, что порядок совершения гражданами сделок с ювелирными и иными бытовыми изделиями из драгоценных металлов, принадлежащим гражданам на праве собственности не является предметом регулирования Федерального закона. Декларировано право законодательных органов субъектов Российской Федерации принимать в соответствии с настоящим Федеральным законом законы и иные нормативные правовые акты по вопросам государственного регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи. Подобно тому, как в "Положении о совершении сделок с драгоценными металлами на территории РФ", утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 года № 756 даются определения субъектов - участников рынка драгоценных металлов, приведенные мной выше, так и в Федеральном законе в ст. 1 главы 1 "Общие положения" даются определения основных понятий, используемых в Федеральном законе. Для ясного понимания положений закона следует остановиться на основных из этих понятий.

Прежде всего, следует выделить появившееся в российском законодательстве определение драгоценных металлов. Под драгоценными металлами (виды драгоценных металлов) в настоящем Федеральном законе понимаются следующие металлы: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий , родий, рутений и осмий). Следует отметить, что возможность изменения приведенного перечня предусматривается лишь при помощи внесения изменений федеральным законом. Необходимо остановиться также на определениях добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов. Добыча - извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных, и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы. Производство -извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов (вторичного сырья). Сюда же относится и аффинаж. Под использованием драгоценных металлов понимается их использование в производственных, научных и социально-культурных целях. Обращение драгоценных металлов, то есть действия, выражающиеся в ' переходе права собственности и иных имущественных прав на драгметаллы относятся к операциям с драгоценным металлами.

Однако нормативно-правовая база только формирует рынок на основе дозволении и запретов. Система органов призвана управлять и координировать действия участников рынка драгоценных металлов.

Государственное управление осуществляется через Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации).

«Гохран - Государственное Хранилище ценностей, главный орган новой власти, осуществляющий контроль, сбор и хранение валютных ценностей — прежде всего драгоценных металлов и камней.»

Государственное управление выражается, прежде всего через регулирование и контроль за функционированием рынка драгоценных металлов.

Способы государственного регулирования и государственного контроля функционирования рынка драгоценных металлов раскрываются в 3 и 7 главах Федерального закона. Некоторые из этих способов, такие как например лицензирование отдельных видов деятельности в области производства, использования и обращения драгоценных металлов, уже указывались мной ранее. Кроме таковых следует дополнительно отметить установление требований к учету, хранению, транспортировке драгоценных металлов и отчетности о них; сертификацию драгоценных металлов; определение Президентом РФ порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов; постоянный и периодический контроль за добычей, производством, переработкой использованием, учетом и хранением в определяемых Правительством Российской Федерации организациях; федеральный пробирный надзор, осуществляемый в соответствии с Федеральным законом. Главным способом государственного регулирования рынка драгоценных металлов является преимущественное право приобретения добываемых и производимых драгоценных металлов.

Россия отказалась от многолетней монополии государства на приобретение драгоценных металлов, оставив за собой лишь право их приоритетных закупок для государственных нужд за счет средств федерального бюджета.

При этом государство преследует следующие основные цели:

1) Закупки для государственных нужд пополняют Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (далее - Госфонд России), в том числе Алмазный фонд (составная часть Госфонда России), а также государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных, камней субъектов Российской Федерации; золотой запас Российской Федерации.

При этом в Алмазный фонд РФ зачисляются уникальные самородки драгоценных металлов и уникальные изделия из драгоценных металлов, представляющие для Российской Федерации выдающуюся историческую и культурную ценность.

В основном в Госфонд России закупаются драгоценные металлы и изделия из них в виде и состоянии, позволяющем обеспечить их эффективную реализацию. В Госфонде России находится часть золотого запаса Российской Федерации.

Эти ценности обеспечивают производственные, финансовые, научные, социально - культурные и иные потребности Российской Федерации, а также могут выступать в качестве обеспечения при осуществлении государственных финансовых операциях, проводимых по решению Правительства Российской Федерации.

Зачисленные в Госфонд России драгоценные металлы и изделия из них в виде и состоянии, не позволяющем обеспечить их эффективную реализацию, подлежат переработке или реставрации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 41-ФЗ от 26 марта 1998 года "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 66 - ФЗ

Золотой запас Российской Федерации состоит из аффинированных золотых слитков, находящихся в федеральной собственности, и является частью золотовалютных резервов Российской Федерации. Одна часть Золотого запаса РФ находится в Центральном банке РФ, а другая - в Государственном фонде РФ. Предназначен Золотой запас РФ для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребностей Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 41-ФЗ от 26 марта 1998 года "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 66 - ФЗ) Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации (далее - Государственные фонды субъектов РФ) могут создаваться по согласованию с Правительством Российской Федерации. Государственные фонды субъектов РФ формируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и являются собственностью субъектов Российской Федерации. Используются данные фонды в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2) Государственная закупка драгоценных металлов в Госфонд России обеспечивает существенную финансовую поддержку субъектов добычи и производства драгоценных металлов. Гохран России в соответствии с Федеральным законом заключает договора на закупку драгоценных металлов в Госфонд России.

Преимущественное право государственных органов на покупку драгоценных металлов реализуется посредством следующей процедуры. Аффинированные драгоценные металлы при продаже субъектами их добычи и производства в приоритетном порядке предлагаются в первую очередь специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти для пополнения Государственного фонда РФ, которым является Гохран России, а во вторую очередь - уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты эти драгоценные металлы, для пополнения соответствующих государственных фондов субъектов РФ. Перечисленные органы пользуются преимущественным правом покупки драгоценных металлов только при условии предварительного (не менее, чем за три месяца до предполагаемой даты покупки) заключения договоров купли-продажи драгоценных металлов с субъектами их добычи и производства и авансирования в счет платежей, причитающихся с этих органов и организаций по указанным договорам. Невыполнение одной или обеими сторонами условий заключенного договора купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней влечет за собой последствия, установленные статьей 21 Федерального закона № 41-ФЗ от 26 марта 1998 года "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 66 - ФЗ) и частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно п. 4 ст. 21 при неисполнении заказчиком условий заключенного договора, субъекты добычи и производства драгоценных металлов вправе оставить в своем распоряжении не оплаченную по договорам продукцию, а также обратиться в установленном порядке за защитой своих прав в арбитражный суд.

Российская государственная пробирная палата является органом контроля призванным защищать права потребителя ювелирных и других бытовых изделий, прав изготовителей указанных изделий от недобросовестной конкуренции, а так же государственных интересов, связанных с деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов, осуществления в пределах своей компетенции государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области сфере производства, использования, обращения, учета и хранения драгоценных металлов.

Таким образом, видно, что сложилась, четка структура органов государственного управления на рынке драгоценных металлов, действующие во исполнение Федерального закона № 41-ФЗ от 26 марта 1998 года "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 66 - ФЗ

Федоров А.Ю., СГИ
Материалы научных конференций РГГУ
ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. Доклады и сообщения IV международной научной конференции. Москва, 28 мая 2002 г.